Анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете,
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был весь исклёван пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Анализ стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"

Майор был ранен и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России,
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был, и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке!
А нам оно оборвало сердца —
Кто раз увидел этого мальчишку
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили.
Призвал нас к бою воинский закон.
Мой дом теперь не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

Анализ стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верил — мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.

Но если нет — когда придется свято
Ему, как мне, идти в такие дни,
Вслед за отцом, по праву, как солдату,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Константин Симонов. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
«Красная звезда», 20 декабря 1941 года.

Анализ стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"

Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Симонов был откомандирован в Действующую армию почти в самые первые дни начала  Великой Отечественной войны. Корреспондентом он исколесил все фронты от юга до севера, отметился в Румынии, Югославии, Болгарии, Польше и закончил военный путь в Берлине.

Анализ стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"

Львиная доля всех его военных материалов и произведений были напечатаны в центральном органе РККА — газете «Красная звезда». После войны К. Симонов обобщив весь свой пережитой военный опыт приступил к главному труду своей жизни-роману, состоящему из трёх частей под названием «Живые и мёртвые».

Часть первая вышла в 1959 г., вторая — в 1962 г.  и заключительная — в 1971 году. Во время войны стихотворения Симонова были широко известны солдатам Красной армии. Солдаты даже переписывали их и заучивали наизусть.

И одним из самых известных, в одном ряду вместе с блестящими  «Жди меня и я вернусь…»,»Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…», «Убей его…» было  «Майор привез мальчишку на лафете…».

В этом своём произведении Симонов потрясает читателя неожиданной перипитией детства, детства внезапно разрушенного войной. Паренёк едет на лафете, (тележке пушки) от самого Бреста — пограничной  крепости, принявшей на себя первый удар нацистов. Ему всего десять лет, а его волосы уже запорошены сединой  от увиденной своими глазами  смерти матери, из-за пережитых бомбёжек городка, ранения папы и почти бегства под разрывы снарядов, грохот авиабомб и свист пуль. Маленький человек словно побывал в аду, преисподней, по словам Симонова…

Первая половина стихотворения — это  история мальчика. Но достигнув середины повествования его тональность меняется. Лиризм  исчезает и на передний план выступает ненависть. Ненависть к врагам. Автор объявляет своей любимой, не имеющей никакого представления об ужасах и кровавых буднях  войны, что теперь он не может вернуться с фронта, пока мальчонка не вернётся домой и не «поцелует горсть своей земли».

Стихи написаны  Симоновым в период летней катастрофы 41-го года. РККА непрерывно отступала на Восток. В это тяжёлейшее время партия большевиков вновь приравняла перья поэтов и писателей к оружию войны. Необходимо было укрепить дух деморализованных поражениями и бегством солдат и офицеров, с тем, чтобы не дать катастрофе усугубиться и окончательно потерять громадные территории да и всю страну целиком.

Симонов как и многие его коллеги по писательско-поэтическим войскам призывал красноармейцев стоять насмерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. И мастерски выполненные стихотворения Симонова находили своих благодарных читателей и отклик в огрубевших, но остававшихся человечными сердцах солдатской массы.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.