Городничья драма
Несколько строк для начала.
«Ревизор» Гоголя остаётся актуален по сию пору, потому что гениальный художник написал ещё один вариант божественной комедии, сюжет на все времена, акторы которого переходят из эпохи в эпоху из века в век, движимые слабостями, рождающимися вместе с человеком. И потому «Ревизор» не теряет актуальности и любви. Актуальность, увы, обусловлена неискоренимостью коррупции и порочности чиновничества и дремучестью населения в отсталых странах. Ну. а любовь к «Ревизору»- это уже заслуга гениальности Гоголя, написавшего изящную и вместе с тем хлёсткую сатиру, оживив характеры, которым веришь безоговорочно, настолько они естественны и органичны. И одним из наиболее сочных и колоритнейших смотрится, разумеется, бургомистр — городничий Сквозник, да ещё и- Дмухановский (в чём скрытый смысл фамилии — чуть ниже).
Как появился сюжет.
В 1834-35 годах Гоголь создавал «Мертвые души», выписывая и шлифуя характеры героев. Накопленных заготовок с избытком хватило бы ещё на несколько произведений Комедия не была, вроде бы, его жанром, но успех «Женитьбы» обещал успех и на этом поприще.
Как то раз, сидя за приятной беседой с Пушкиным, Гоголь поделился своим замыслом с ним.
И спросил, видимо, что-то вроде:»Нет ли, брат Пушкин, у тебя темы какой-нибудь? Матерьяла, знаешь ли, много, но как связать всё ладно да складно?» Пушкин оживился и рассказал о курьёзе , что услышал от издателя «Отечественных записок», который в одном из южных городов был принят за приезжего чиновника. Конфуз с чиновниками, рассказанный Пушкиным в лицах и красках насмешил Гоголя. Так же как и история, где самого Пушкина приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, когда он был в поездке , собирая факты по пугачёвскому бунту.
Гоголю идея пришлась по вкусу и он энергично взялся за перо. В течение октября и ноября 1835 года Гоголь полностью написал комедию и прочёл её у Жуковского. Коллеги пришли в восторг. Николая Первого Жуковский «нижайше» просил разрешить постановку.
Сатира, юмор, вскрытие недостатков управленческого аппарата, и «борьба с оными во славу его импер-ского велич-ва»– таково, как бы, официальное предназначение пьесы, премьера которой состоялась в 1836 году.
Александринка(Александринский ЕИВ театр) разочаровала Гоголя: актеры струсили играть реально и передать жёсткость насмешки гоголевского текста и опошлили всё действие до водевильчика….
Николай, не увидев ничего что могло бы прогневать его, дозволил ставить пьесу и далее. Хотя и высказал самую забавную и весомую рецензию, пробурчав: «Всем досталось. А мне больше всего».
Гоголь ещё не раз правил текст, учитывая специфику театра, вплоть до 1842 года.
Описание персонажа Городничий
Блестящее остроумие Гоголя проявляется даже в фамилиях его героев. Во всех его произведениях. Например, городничий. Словарь Даля информирует нас, что сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Что, собственно, видно и так. Вор и взяточник, городничий, никогда не пропустит плывущее ему в руки. О зоркости говорит и его осторожность. Внешне – это напыщенный глава городка, «христианин, семьянин» и,вообще-отец народа. Но сквозник – это еще и вымогатель и притеснитель купцов и любитель сечь жителей(унтер-офицерская вдова).
А что же говорит вторая часть его фамилии. Даль и здесь даёт повод Гоголю поиздеваться над чинушами, потому что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство». Что ещё добавить к этому? Какой восторг он испытывает оттого,что станет, возможно, тестем министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы».
Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – седоватый толстый мужчина с грубо слепленным лицом с мясистым носом.
«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью»(Ремарки Гоголя«для господ актеров»)
За 30 лет нахождения в чиновном аппарате характер его закалился и огрубел. Он пробивался с самых низов. Умелое лавирование при делании карьеры позволило ему занять достаточно высокое положение в масштабе уезда (района), чтобы купить дом и стать состоятельным.
Он являет собой типичнейшего представителя чиновников этого уровня в России, как тех лет, при Николае Первом, так и позднее. Черты, которые под пером Гоголя проявляются городничим в поступках и словах были свойственны всем подобным чиновникам тех лет. Жестокий произвол, нарушение законов, использование должности себе во благо и воровство, воровство и ещё раз-воровство. Искусство подхалимажа, система взимания и раздачи взяток, циничные подлость и лицемерие –нравы уездного города, за которыми, как на экране театра теней виднеется вся Россия. А фонарём, высвечивающим эту примитивную картину затхлой жизни является гений Гоголя…
Городничего совершенно не интересуют ни его обязанности, ни городок, под его управлением, а только его личные интересы. Причем — превыше всего. Сказать, что он совсем не знает проблем и болевых точек-нельзя. Он в курсе состояния дел, но они волнуют его только в плане грозящих лично ему и его положению угроз. И когда два сплетника-Бобчинский и Добчинский
доносят ему, что Хлестаков уже несколько дней находится в городке, городничий, во-первых:в страхе-что же тому удалось разузнать и во-вторых-нужно пулей нестись к нему и налаживать контакт, с целью выяснить-сколько ревизору нужно дать денег.
Как бывалый и закалённый чиновник он прекрасно владеет инструментом чиновника-взятками. Для них это искусство, которым они владеют отменно: искусством взять и таким же икусством-дать. Поэтому в разговоре с Хлестаковым его мысль лихорадочно работает лишь вокруг одной задачи-сколько? Сколько же ему нужно дать. Но при этом на его лице маска заботливого хозяина и хозяйственника, причём настолько правдоподобная, что вводит Хлестакова даже в заблуждение, что перед ним большой начальник и отец народа. Заигрываясь, городничий даже начинает клянчить награду за свой утомительный труд во благо народа.
Полную, нелицеприятную и справедливую оценку городничему дают посетители Хлестакова, когда потянулись на приём к «петербургской важной птице». Хамство, стяжательство, полное игнорирование обязанностей-вот неполный перечень «достоинств» описываемых пришедшими за помощью и защитой к фальшивому ревизору делегаты от разных сословий городка NN в яркой и пёстрой сцене «приёма по личным вопросам» показывающая реальную и ужасную жизнь этого городка…
Пьеса состоит из 5 актов. Лишь в 4-м городничий отсутствует физически(акт с приёмом посетителей у Хлестакова), присутствуя, тем не менее, в разговорах и упоминаниях. Акт пятый становится почти бенефисом этого героя. Почти взлетевший к облакам мечтаний он становится в эпицентре последовавших событий. Начав со страха и трепета перед разоблачением и крахом в акте первом, во втором городничий ободрён возможной протекцией столичных чиновников(как ему расписывает Хлестаков), возможным переездом в Петербург в качестве тестя и триумфальное завершение карьеры уездного городничего. Вся жизненная суть героя, чей путь выстраивался на попирании нижестоящих и вылизывании вышестоящих, вся спесь и преувеличенная самооценка начинают рваться в каждом слове, жесте и действии городничего и подчинённые с готовностью склоняются(чем чёрт не шутит? вдруг в генералы ещё выбьется АнтонАнтоныч) перед ним. И взрывом бомбы оказывается известие о фальшивости ревизора. Все сладкие мечтания рассыпаются как хрустальный замок. А осознание, что мелкий жулик провёл его асса обмана и жульничества («губернатора обманывал!…»)просто доводит тёртого чинушу до отчаяния.
За внешней комедийностью у Гоголя стоит неприязнь к этому гнилому мироустройству царской России. Это остро почувствовали охранители исконных устоев русского образа жизни.
И потому апологет Русского Мира Василий Розанов написал саморазоблачительные строки: «Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю — Ты победил, ужасный хохол». «Дьявол помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков… Это пришёл Гоголь. За Гоголем всё. Тоска. Недоумение… Гоголь отвинтил какой-то винт внутри русского корабля, корабль стал разваливаться. Он «открыл кингстоны» «после чего началось неудержимое, медленное, год от году, потопление России. После Гоголя Крымская война уже не могла быть выиграна»
Другой россиянин, Николай Бердяев видел Гоголя иначе:
«Гоголь принадлежит не только истории литературы, но и истории русских религиозных и религиозно-социальных исканий. Гоголь один из крупнейших и самых русских художников. Один из самых загадочных писателей. Он — не реалист и не сатирик, как раньше думали. Он фантаст, изображающий не настоящих людей, а злых духов, прежде всего духа лжи, что завладел Россией. Он христианин, переживал христианство страстно — и трагически, был придавлен чувством греха и наказания, был человеком почти средневековым. Гоголь — одна из самых трагических фигур русской литературы. От него начинается религиозно-нравственный характер русского писательства.»