Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете,
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был весь исклёван пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Майор был ранен и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России,
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был, и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке!
А нам оно оборвало сердца —
Кто раз увидел этого мальчишку
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили.
Призвал нас к бою воинский закон.
Мой дом теперь не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верил — мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет — когда придется свято
Ему, как мне, идти в такие дни,
Вслед за отцом, по праву, как солдату,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Константин Симонов. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
«Красная звезда», 20 декабря 1941 года.
Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
Симонов был откомандирован в Действующую армию почти в самые первые дни начала Великой Отечественной войны. Корреспондентом он исколесил все фронты от юга до севера, отметился в Румынии, Югославии, Болгарии, Польше и закончил военный путь в Берлине.
Львиная доля всех его военных материалов и произведений были напечатаны в центральном органе РККА — газете «Красная звезда». После войны К. Симонов обобщив весь свой пережитой военный опыт приступил к главному труду своей жизни-роману, состоящему из трёх частей под названием «Живые и мёртвые».
Часть первая вышла в 1959 г., вторая — в 1962 г. и заключительная — в 1971 году. Во время войны стихотворения Симонова были широко известны солдатам Красной армии. Солдаты даже переписывали их и заучивали наизусть.
И одним из самых известных, в одном ряду вместе с блестящими «Жди меня и я вернусь…»,»Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…», «Убей его…» было «Майор привез мальчишку на лафете…».
В этом своём произведении Симонов потрясает читателя неожиданной перипитией детства, детства внезапно разрушенного войной. Паренёк едет на лафете, (тележке пушки) от самого Бреста — пограничной крепости, принявшей на себя первый удар нацистов. Ему всего десять лет, а его волосы уже запорошены сединой от увиденной своими глазами смерти матери, из-за пережитых бомбёжек городка, ранения папы и почти бегства под разрывы снарядов, грохот авиабомб и свист пуль. Маленький человек словно побывал в аду, преисподней, по словам Симонова…
Первая половина стихотворения — это история мальчика. Но достигнув середины повествования его тональность меняется. Лиризм исчезает и на передний план выступает ненависть. Ненависть к врагам. Автор объявляет своей любимой, не имеющей никакого представления об ужасах и кровавых буднях войны, что теперь он не может вернуться с фронта, пока мальчонка не вернётся домой и не «поцелует горсть своей земли».
Стихи написаны Симоновым в период летней катастрофы 41-го года. РККА непрерывно отступала на Восток. В это тяжёлейшее время партия большевиков вновь приравняла перья поэтов и писателей к оружию войны. Необходимо было укрепить дух деморализованных поражениями и бегством солдат и офицеров, с тем, чтобы не дать катастрофе усугубиться и окончательно потерять громадные территории да и всю страну целиком.
Симонов как и многие его коллеги по писательско-поэтическим войскам призывал красноармейцев стоять насмерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. И мастерски выполненные стихотворения Симонова находили своих благодарных читателей и отклик в огрубевших, но остававшихся человечными сердцах солдатской массы.
Спасибо очень хорошие гдз просто огонь