Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то.
Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в прошлом.
Когда он поднимал бойцов
В атаку у руин вокзала,
Тупая грубость ваших слов
Его, по счастью, не терзала.
Когда шагал он тяжело,
Стянув кровавой тряпкой рану,
Письмо от вас еще все шло,
Еще, по счастью, было рано.
Когда на камни он упал
И смерть оборвала дыханье,
Он все еще не получал,
По счастью, вашего посланья.
Могу вам сообщить о том,
Что, завернувши в плащ-палатки,
Мы ночью в сквере городском
Его зарыли после схватки.
Стоит звезда из жести там
И рядом тополь — для приметы…
А впрочем, я забыл, что вам,
Наверно, безразлично это.
Письмо нам утром принесли…
Его, за смертью адресата,
Между собой мы вслух прочли —
Уж вы простите нам, солдатам.
Быть может, память коротка
У вас. По общему желанью,
От имени всего полка
Я вам напомню содержанье.
Вы написали, что уж год,
Как вы знакомы с новым мужем.
А старый, если и придет,
Вам будет все равно ненужен.
Что вы не знаете беды,
Живете хорошо. И кстати,
Теперь вам никакой нужды
Нет в лейтенантском аттестате.
Чтоб писем он от вас не ждал
И вас не утруждал бы снова…
Вот именно: «не утруждал»…
Вы побольней искали слова.
И все. И больше ничего.
Мы перечли их терпеливо,
Все те слова, что для него
В разлуки час в душе нашли вы.
«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»…
Да где ж вы душу потеряли?
Ведь он же был солдат, солдат!
Ведь мы за вас с ним умирали.
Я не хочу судьею быть,
Не все разлуку побеждают,
Не все способны век любить,—
К несчастью, в жизни все бывает.
Ну хорошо, пусть не любим,
Пускай он больше вам ненужен,
Пусть жить вы будете с другим,
Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.
Но ведь солдат не виноват
В том, что он отпуска не знает,
Что третий год себя подряд,
Вас защищая, утруждает.
Что ж, написать вы не смогли
Пусть горьких слов, но благородных.
В своей душе их не нашли —
Так заняли бы где угодно.
В отчизне нашей, к счастью, есть
Немало женских душ высоких,
Они б вам оказали честь —
Вам написали б эти строки;
Они б за вас слова нашли,
Чтоб облегчить тоску чужую.
От нас поклон им до земли,
Поклон за душу их большую.
Не вам, а женщинам другим,
От нас отторженным войною,
О вас мы написать хотим,
Пусть знают — вы тому виною,
Что их мужья на фронте, тут,
Подчас в душе борясь с собою,
С невольною тревогой ждут
Из дома писем перед боем.
Мы ваше не к добру прочли,
Теперь нас втайне горечь мучит:
А вдруг не вы одна смогли,
Вдруг кто-нибудь еще получит?
На суд далеких жен своих
Мы вас пошлем. Вы клеветали
На них. Вы усомниться в них
Нам на минуту повод дали.
Пускай поставят вам в вину,
Что душу птичью вы скрывали,
Что вы за женщину, жену,
Себя так долго выдавали.
А бывший муж ваш — он убит.
Все хорошо. Живите с новым.
Уж мертвый вас не оскорбит
В письме давно ненужным словом.
Живите, не боясь вины,
Он не напишет, не ответит
И, в город возвратись с войны,
С другим вас под руку не встретит.
Лишь за одно еще простить
Придется вам его — за то, что,
Наверно, с месяц приносить
Еще вам будет письма почта.
Уж ничего не сделать тут —
Письмо медлительнее пули.
К вам письма в сентябре придут,
А он убит еще в июле.
О вас там каждая строка,
Вам это, верно, неприятно —
Так я от имени полка
Беру его слова обратно.
Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье.
Не уважающие вас
Покойного однополчане.
По поручению офицеров полка
К. Симонов
Анализ стихотворения «Открытое письмо:[Женщине из города Вичуга]» Симонова
До сих пор произведения литературы периода Великой Отечественной не теряют свой остроты и актуальности, несмотря на время отделяющее нас от тех событий. Но до сих пор лучшие произведения тех лет продолжают трогать чуткую душу, потому что были порождены войной: утратами, горем, смертью и невероятными в мирной жизни коллизиями.
Константин Симонов по праву величина №1 в истории русской литературы тех лет: его имя сплавлено с Великой Отечественной войной и бессмертным «Жди меня», ставшим почти молитвой о возвращении и любви. На другом эмоциональном полюсе находится «Открытое письмо» 1943 года, наполненном невероятной горечью и болью за солдата преданного его женой.
Контекст
Константин Симонов, как мы знаем, с первых дней войны был командирован «Красной звездой» фронтовым корреспондентом и прошёл все (!) фронты от севера и до юга. Вместе с армией прошёл по территории Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, присутствовал при штурме Берлина. Никто, практически, из его коллег не может похвастаться подобным послужным списком. И ему веришь безоговорочно и на 100% — он видел почти всё, что описывает, своими глазами, он искренен в своих чувствах и эмоциях…
Поэтому стихотворение «Открытое письмо» — это поэтическое изложение реальных событий произошедших на глазах Симонова в 1943 году. Старший лейтенант, фамилию которого Симонов не запомнил, погиб в одном из нескончаемых боёв той войны. А через некоторое время на имя погибшего пришло письмо от жены, суть которого, Симонов упоминает в ответе, написанном по просьбе товарищей погибшего.
Тематика и проблематика
Стихотворение потрясает чуткого читателя. Во-первых, описанием кровавых и трагичных будней войны. Во-вторых, описываемой в стихотворении мерзкой ситуацией предательства. Как выдержит душа солдата день и ночь погружённого в смертельную «работу» войны, полагающего, что он защищает всё самое дорогое в своей жизни, если однажды ему объявят, его не ждут, что его предали?…
У Симонова воин гибнет, не узнав, к счастью, что предан. Предан той, от которой, наверняка, не ждал этого.
Используемые художественные приёмы
«Открытое письмо» написано четырехстопным ямбом – средней длины размером стиха, с весьма разнообразной и яркой палитрой. По композиции произведение делится на две части: первая описывает ситуацию во всей её трагедийности, вторая -горький и в то же время злой упрёк неверной жене.
Отношение автора к изменнице отражается в подобранных эпитетах: «тупая (грубость)», «пошлым (словом)», в горько-раздражённом вопросе: «Да где ж вы душу потеряли» и жестоким финалом — демонстрацией брезгливого отношения:
«Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье.
Не уважающие вас
Покойного однополчане.»
Симонов постоянно применяет выстроенные в ряд перечисления, чтобы пронять жалкую из Вичуги: «не вздрогнул, не сошёл с ума, не проклял всё», «когда он поднимал бойцов, когда шагал он тяжело, когда на камни он упал».
Душевная боль за соратника, страх пережить подобную ситуацию, горький упрёк неверным подругам — вот движущие эмоции этого великолепного стихотворения Симонова. Всё симоновское творчество военной поры (как и многих поэтов тех лет) демонстрирует не только мужество народа во время жестоких испытаний, но и подвижническую и возвышенную роль литературы, отразившей чудовищный период в истории страны.