Век золотой Елизаветы…

Елизавета, дочь Генри VIII и Анны Болейн, родилась в Гринвиче 7 сентября 1533г. Когда спустя 2 года и 9 месяцев её мать была обезглавлена, юная принцесса осталась в Хэтфилд-Хаусе в статусе «illegitimate»- «незаконнорожденной». В этой своеобразной ссылке будущей королеве пришлось несладко. Настолько, что девочке приходилось носить одежду, малую ей по размеру. Её гувернантка, леди Margaret Bryan, вынуждена была лично писать королю прошения на выделение его родной дочери новой одежды, что вносит дополнительные штрихи в описание личности сластолюбца и чревоугодника Генри Восьмого. Человек достаточно заурядный он, к тому же,оказывается и чёрствым жлобом по отношению к малышке, которой лишил ещё и матери. O, tempora! O, mores! хочется воскликнуть вместе с Цицеро…

genri-8-i-anna-bolejn

hatfield-house-west-garden-may-2008-009-xetfild-m

Лишь благодаря Екатерине Парр, шестой и последней жене Генри VIII, Елизавета вновь приблизилась к отцу. Екатерина Парр — незаурядная и изумительная женщина той эпохи. Обладая сильным характером и высоким интеллектом она, вместе с тем, не была лишена и доброты. Екатерина проявила симпатию и поддержку юной принцессе и, тем самым, фактически спасла её.

parr-elizaveta

С детства жизнь Елизаветы подвергалась угрозе смерти, в частности — со стороны сестры, принцессы, а затем и королевы Марии — «Bloody Mary», видевшей в ней конкурентку в борьбе за престол. Но, вопреки всем смертельным опасностям Елизавета Великая прожила долгую жизнь: с 24 до 70 лет Елизавета прочно удерживалась на троне и царствование её нельзя назвать заурядным — триумфы, бывало, чередовались и с поражениями…

bloody-mary

Дочери Генри VIII достались незаурядный ум, в оправе блестящего образования (несомненная заслуга Роджера Эшама, потрясающего энциклопедиста и собеседника) Абсолютный музыкальный слух, в сочетании с идеальными физическими данными, позволяли ей предаваться любимым занятиям — без устали танцевать и охотиться.

elizabeth-i-dancing-with-robert-dadleyБешеная натура отца (вместе с его огненно-рыжими волосами), причудливо сочеталась в ней с женским обаянием матери. Но при этом она научилась смирять эмоции и умела уклоняться от непросчитанного столкновения, что порой удручало её соратников и фаворитов. И всё же когда было нужно — она, как и её отец, проявляла необходимую жёсткость и упёртость.

А в дни, когда она пребывала в умиротворённом состоянии двор становился местом, где было легко и непринуждённо: «Когда она улыбалась, будто солнце выглядывало…». Её окружали избранные ею вельможи и министры, служившие ей не в страхе — по совести: Роберт Дадли, Уолтер Рэли (Walter Raleigh),Роберт Деверо, её ПМ (премьер-министр) лорд Берли (Уильям Сесил) с сыном Робертом Сесилом, сэр Френсис Уолсингем, шеф прообраза будущей Интэллидженс Сервис.

favorityУ этих любимцев были данные Елизаветой прозвища. Например, Роберт Дадли был у неё «my eyes»(«мои глаза»), Уильям Сесил — «spirit»(«духом»), его сын Роберт Сесил был «dwarf»-«гномом»,»карликом»,  сэр Кристофер Хаттон был «hat»-«шляпой», а сэр Фрэнсис Уолсингам — «moor» — «мавром». Своего же потенциального жениха, герцога Франсуа Алансонского, она прозвала «frogling»-ом («лягушонком»).

zhenix-elizavety

Век Елизаветы обоснованно называют «золотым», потому что основным аргументом для этого является расцвет искусства, в первую очередь литературы, распускающейся пышной кроной жанров, родов, типов, течений и т.д. Мы, обычно, оперируем понятиями «проза», «лирика», » драма», «драматическое искусство», хотя это, безусловно — упрощение.

Итак, правление Елизаветы Великолепной, помимо судьбоносного для Британии события — выхода в моря, неразрывно связано с появлением целой плеяды писателей, поэтов и драматургов, заложивших особую разновидность мировой литературы и искусства.

Вообще, XVI век — время расцвета английского гуманизма, появившийся позднее, чем в Италии. Своё влияние на него оказала Реформация. В свою очередь классическая литература и итальянская поэзия также оказывают воздействие на английскую литературу.

Бешено популярна форма сонета, введённого Томасом Уайеттом, затем блестяще обработанного графом Сурреем.

Джон Лили создаёт «Эвфуес», краеугольный камень эвфуизма. Эталонный роман этого стиля—»Розалинда» Томаса Лоджа.

Дежурный жанр Ренессанса — пастушеский роман обретает второе дыхание в Англии. Бестселлер романов этого рода —«Аркадия»— написан Филипом Сидни, которого теснил на Олимпе  Эдмунд Спенсер, автор популярнейшей в то время «Королевы фей», обворожительной поэмы, поражавшей его современников фантастичностью сюжета , психоделической пестротой и яркостью красок, вязью интриги, буйством красок и образов.

Один из его сонетов:

ONE day I wrote her name upon the strand,
but came the waves and washed it away:
again I wrote it with a second hand,
but came the tide, and made my pains his prey.
Vain man, said she, that dost in vain assay,
a mortal thing so to immortalize,
for I my self shall like to this decay,
and eek my name be wiped out likewise.
Not so, (quoth I) let baser things devise,
to die in dust, but you shall live by fame:
my verse your virtues rare shall eternize,
and in the heavens write your glorious name.
Where when as death shall all the world subdue,
our love shall live, and later life renew.

Чертил любимой имя на песке я,
Но волны смыли имя за собой,
Другой рукой писал я вновь, грустнея,
Но боль мою опять унёс прибой.

Она сказала: «Тщетною борьбой
Не обессмертить смертное, тщеславный;
И как мне сгнить положено судьбой,
Так это имя рок сотрёт злонравный».

«Нет, — я ответил, — ты да будешь славной,
Лишь низменное превратиться в прах,
Мой стих тебя причислит к богоравной,
А имя начертает в Небесах:

Когда весь мир здесь смерти подчинится,
Там наше чувство к жизни возродится».

Однако особое место здесь занимают две книги, оставшихся, по праву, в анналах мировой литературы: «Utopia» (1516) Томаса Мора и «Novum Organum scientiarum»(1620) трактат Фрэнсиса Бэкона.

mor-bekonВ век, ограничиваемый датами появления этих трудов, уместилось огромное множество замечательных событий в истории Англии. Но нас занимает свершившийся в эти годы расцвет театрального искусства. Большинство драматургов елизаветинского времени отмечены печатью оригинальности и таланта, отражают преобладающие вкусы той или другой группы населения:

*Джон Лили(1554-1606)

*Роберт Грин(1560-1592)

*Кристофер Марлоу(1563-1593)

* Бен Джонсон (1574-1637)

*Джон Уэбстер(1575-1624).

dramatisty

 

И всё же самая безусловная ассоциация с Золотым веком, конечно же — Уильям Шекспир. Фигура настолько невероятная в своей безграничной одарённости, что это же и вызывает неверие. Людям заурядным, пусть даже чуть сведущим в азах мировой литературы, кажется невероятной сама мысль, что человек способен создать подобные шедевры. Это к слову о конспирологических экзерсисах на тему существования «коллективного» Шекспира. Что ж, людям обычным проще верить в бригаду англичан, писавших под псевдонимом «Шекспир», чем допустить существование гениальности. Мы же просто призываем наслаждаться гениальным творчеством, словно райским фруктом, вместо того, чтобы обсуждать проблемы селекции этого фрукта.

shekspirrrrrr

Елизавета была, как сказали бы сегодня, заядлой театралкой. А потому расцвет театра при ней был абсолютно естествен. Первые образцы национальной комедии и трагедии на театральных подмостках появились в середине XVI века.

Николас Юдол – автор первой английской комедии «Ральф Ройстер Дойстер» (ок. 1551) – талантливый придворный аниматор своими произведениями пытался научить людей «хорошим жизненным правилам».

Пьеса «Горбодук» (1562) Томаса Нортона и Томаса Секвила была впервые показана при дворе королевы Елизаветы и считается первой английской трагедией. В ней явственно проступает подражание римской трагедии: деление пьесы на 5 актов, хоровое пение и монологи вестников, кровавые преступления, но сюжет основывается на историческом факте из средневековой истории. Мораль трагедии заключалась в аллегорической пантомиме и интермедиях, которые артисты представляли между актами, поясняя неожиданные повороты сюжета.

Вот именно с неё и можно вести хронологию бурного развития театрального искусства в Британии.

В 1575 году Елизавета посетила графа Лестера в Кенилворт-касл, близ Стратфорда-на-Эйвоне. И вполне возможно, что 11 летний Уильям Шекспир мог видеть издалека королевский кортеж. Через 17 лет молодой, но уже известный драматург Шекспир будет представлять королеве свои пьесы. И ей настолько понравится Фальстаф, что Шекспир вновь выведет его в «Виндзорских проказницах».

В 1599 году исполнится мечта Шекспира — откроется театр «Глобус», совместная собственность актёров труппы «Люди Лорда Чемберлена» и  где будут исполняться пьесы  Шекспира.

globus-m

«Глобус» погибнет во время пожара 1613 года, когда во время одного из актов пьесы Шекспира «Генри VIII» выстрел из пушки воспламенил солому на крыше. В следующем, 1614, году театр восстановили. Но в 1642 году пуритане окончательно закроют все театры и «Глобус» возродится только в 90-е годы XX столетия.

elzhbetta

Правление Елизаветы благотворно сказалось на развитии искусства в Англии и подготовило появление новой генерации творческих личностей, поднявших культурное наследие Британии на новый уровень.         В этой плеяде особое место занимает несравненный Джон Донн, речь о котором мы поведём в следующей части нашего повествования.

Р.Дин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Kid-mama